ОТКРЫТИЕ БРАЗИЛИИ - ЧАСТЬ I

В 1500 году Педру Алвариш Кабрал (1467-1520) назначенный командиром крупнейшей экспе­дицией за всю предыдущую португальскую историю, и под его началом оказываются такие именитые море­плаватели как Бартоломеу Диаш - первый из европейцев обогнувший Африку с Юга (1487-1488), Николау Коэльо – участник первой экспедиции в Индию, Дуарти Пашеку Перейра капитан, хронист экспедиции и многие другие.
Через 5 дней после отплытия (9 марта) экспедиции из Лиссабона, флот оставляет за собой Канарские острова и 22 марта прибывает к островам Зелёного Мыса. В ночь с 22 по 23 марта исчезает корабль Васко де Атаиде.
Согласно плану, Кабралу предписывалась следовать южным курсом до 100 северной широты, вдоль всего западного побережья Африки, а затем следуя инструкциям Васко да Гама и Бартоломеу Диаша, суда отклонились на юг, юго-запад, чтобы обойти Гвинейский залив и идти от островов Зелёного Мыса прямо на Юг, до широты мыса Доброй Надежды.

 Педру Алвариш Кабрал (1467-1520) (Из гравюры начало XIX века)

22 апреля 1500 года португальцы официально открывают Бразилию. В историю же это открытие попадает как «случайное».
Любопытно, что лишь через 9 дней, т.е. 1 мая на берегу был установлен большой деревянный крест с гербом и девизом короля Португалии и напротив, был сооружен алтарь, в котором монах Энрике де Коимбра отслужил католическую мессу. В этот же день Кабрал отправляет на родину корабль Гаспара де Лемуша с известием об «открытии» новой земли, названной им «Vera Kruz». В исторических источниках отмечается, что на Мануэла I это известие не произвело большого впечатления. Позднее король переименовывает эту территорию, назвав её «Santa Kruz» и оповещает об этом всех европейских монахов.
Роша-Помбу пишет: «…Кабрал сообщил о своем открытии королю. Каминья написал Дон Мануэлу свое известное послание, Жуаниш также отправил письмо королю. Однако никто из них не ставил восклицательных знаков и не употребил ни единого слова, свидетельствовавшего о тщеславии по поводу столь большой удачи.
Эти люди писали так, словно докладывали королю о выполнении данного им поручения».
Обнаружение Кабралом обширной территории на западе Атлантике не было случайностью, как это принято считать. Это самая большая дезинформации предъявленная миру португальским королевством в XV веке. Потому что, если обратить внимание на маршрут движения экспедиции, то становится очевидным, с таким флотом, экипажем, опытными штурманами и капитанами невозможно сбиться с курса, а затем, блуждая вслепую преодолеть тысячи километров водной глади.
Многие учёные, специалисты по истории географии, не изучив до конца все обстоятельства связанные с важнейшими географическими открытиями, просто фиксируют эти открытия, как свершив­шийся факт и в результате они попадают в историю как «случайные». Наглядный пример тому «случайное» открытие Бразилии.
Они объясняют тем, что в Атлантике между 100 северной и 100 южной широты в западном направлении движутся два сильных течения при господствующем северо-восточном ветре. Под влиянием этих природных сил корабли волей-неволей могли достичь берегов Бразилии. Однако можно ли было настолько отклониться от курса при участии в экспедиции Б. Диаша, незадолго до этого преодолевшего путь от Португалии до самой удаленной южной точки Африканского континента? Конечно, это невозможно. Возможно ли, что эта ошибка была совершена по секретному поручению португальского короля Мануэла I?

Король Португалии Мануэль I (1469-1521)
При последовательном рассмотрении всех этих обстоятельств мы встречаемся со многими темными пятнами в истории открытия Педру Кабрала. Потерявшая один корабль экспедиция 22 марта покидает остров Сан-Николау, один из центральных островов Зелёного Мыса и берет курс на юг. Достигнув линии экватора, флот продолжают плавание уже в западном направ­лении и 22 апреля на 17° южной широты достигают берегов Бразилии. Остров Сан-Николау расположен на 24° западной долготы, а Бразильский мыс Корумбан на 39° западной долготы. Тогда получается, что следовав­шая южным курсом эскадра отклоняется от своего маршрута на 15° к западу. А оттуда до широты расположения мыса Корумбан пролегает расстояние в 1600 км.
Увлекаемые господствующим Южно-Пассатным течением корабли продолжили движение в западном направлении. Это не означает, что они потеряли ориентацию и заблудились в океане. Отнюдь этот курс был избран португальцами сознательно, и они строго следовали ему.
И. Магидович и В. Магидович отметили: «итак, корабли продолжавшие продвижение в южном направлении должны были достичь горы Паскуаль располагающейся на 3330/, то есть преодолеть расстояние в 3700 км».
Как сообщал Перу Каминья, в докладах штурманов указывается на 4000 км. пройденные флотом. Но тогда не внушает доверия отчет Кабрала о том, что вначале они плыли на юг до 17° южной широты, а затем взяли курс на запад». Из этого можно предположить, что во время пересечения океана экспедицией руководил не Кабрал, а человек, хорошо знавший маршрут.
От острова Сан-Николау до мыса Корумбан пролегает расстояние (с учетом противостояния морским течением) в 4000 км. Определив маршрут продвижения кораблей, мы увидим, что они плыли, придерживаясь только южного направления. От широты расположения мыса Корумбан их отделяло 1600 км. Кажется неправдоподобным, что корабли сбились с пути где-то на пространствах этой широты и долгое время продвигались на запад. Штурманы сразу поняли бы, что сошли с курса.
При наличии компасов настолько сбиться с пути невозможно. Но даже если допустить такое при определенных обстоятельствах, например в случае густых туманов, сильных ветров, то максимальное удаление от маршрута составит 300-400 км, а в случае длительных штормов 500-700 км. Из записей в дневнике экспедиции известно, что до пересечения линии экватора порту­гальцы не сталкивались с подобными природными явлениями. Итак, мы установили, что следуя по установ­ленному курсу при нормальных  погодных усло­виях заблудиться в океане невозможно. Следо­ва­тельно, португальцы с курса не сбивались, а продвигаясь к Бразильским берегам по заранее известному маршруту, реализовали свое «открытие».
Дело в том, что экспедиция заблудилась через несколько дней после отплытия с островов Зелёного Мыса. Однако, 2 мая португальцы, покидая «открытые» ими земли «Вера Круш» устремляются на юг Африки, к мысу Доброй Надежды, и, удивительно, преодолев 8000 км водной пустыни, ни разу не сбились с курса, они в кратчайшие сроки прибывают к своей цели. И это несмотря на то, что они впервые плыли по этому маршруту, и акватория была им незнакома. Не встретив по пути ничего необычного, без всяких происшествий, сделав ни одной остановки, они прибывают к намеченной точке. Тогда выходит, что португальские штурманы умелые мастера маневров в открытом океане, во время перехода от островов Зелёного Мыса к мысу Доброй Надежды, никак не могли, сбившись с курса, направиться к Бразилии, находящимся в совершенно противоположном направлении. Но даже если допустить возможность такой ошибки, т.е. потеряв курс, экспедиция приплывает к берегам Бразилии, то в этом случае они обязательно должны были заблудиться по пути к мысу Доброй Надежды. Потому что, до этого, ни один португальский моряк ещё не пользовался этим маршрутом.
Удивительно, но в знак принадлежности открытой территории португальскому королевству ими вопреки традиции, на самом видном месте побережья устанавливается, не каменный падран, а большой деревянный крест. Что это очередная беспечность или открытие новых земель стало для них будничным событием? Хотя каждый морской путешественник должен был со всей серьезностью отнестись к подобному необычному открытию. Ведь португальцы на протяжении десятилетий занимались поисками земель в этой части Атлантики, но как, ни удивительно, все их попытки были безуспешными. Однако Кабрал, на голову, которого неожиданно свалилась такая удача, отнесся к этому «открытию» с полным равнодушием.
Если португальцы не сочли это открытие событием особой важности, то почему один из кораблей экспедиции направлявшейся в Индию отсылается в Лиссабон с сообщением о сделанным им открытием? Через 10 дней после открытия Бразилия в Португалию отправляется Гаспар де Лемуш с письмом Кабрала. Такие чрезвы­чайные меры предпринимались только в экстренных случаях, когда событие нашло важный, стратегический характер и сообщение об этом незамедлительно доставлялось по нужному адресу.
Некоторые историки, ссылаясь на Алькасовасский договор, утверждают, что португальские мореплаватели еще до 1479 года обнаружили земли, расположенные на Западе Атлантики, ниже 28 параллели, ос­тавалось лишь официально признать этот факт.

Дуарти Пашеку Перейра (1469-1533)
Знаменитый капитан корабля, исследователь и картограф Дуарти Пашеку Перейра (1469-1533) во второй половине 80-х годов XV века участвовал в экспедиции к западному побережью Африки. В 1488 году неподалеку от острова Принсипи его корабль потер­пел крушение и, вместе с несколькими выжив­шими моряками, он был спасён экспедицией Бар­толомеу Диаша, возвращавшейся на Родину с мыса Доброй Надежды. После этого он принимал участие в нескольких экспедициях, выполнявших тайные миссии на африканском побережье.
Несколько лет Пирейра блуждал сначала по вос­точ­ной, а затем и центральной частям Атлантики, занимаясь поисками в этих акваториях, неизведанных островов.
Моряки XV столетия еще не представляли себе истинных размеров Земли. Однако, получивший сек­ретное задание, Перейра достиг берегов Бразилии. Остается лишь уточнить, в каком году?
В сочинении Перейры под названием «Esmeraldo de Situ Orbis» («Изумруд о состоянии Земли»), написанном в период между 1505-1508 годами, он сообщил о своем пребывании на землях, расположенных по ту сторону Атлантики. Судя по тому, что книга неоднократно копировалась, можно прийти к заключению, что ученые неоднозначно оценили этот труд. Дело в том, что из сочинения, состоявшего из пяти частей («книг»), в португальских библиотеках были обнаружены только три части и фрагмент четвертой, и в 1892 году они были впервые напечатаны и представлены общественности. В этом труде автор сообщает о существовании земли по ту сторону океана и подчеркивает, что достиг её берегов, примерно за шесть лет до экспедиции Кабрала.
Некоторые исследователи, основываясь на этих све­дениях, приписывают открытие Южной Америки Перейре, датируя его 1494 годом, а может и ранее. Большая статья об открытии Южной Америки Д. Перейрой, содержится в первом томе собрания сочинений Пирейры де Сильвы «История португальского колониализма в Бразилии».
Несмотря на отсутствие оригинальных документов, версия о том, что Перейра достиг бразильских берегов еще до Кабрала, звучит убедительно. Указывается и конкретная дата этого события – 1494 год. Согласно результатам, проведенного мною исследования, я пришел к заключению, что именно Перейра стал первооткры­вателем Бразилии. Иногда, для решения, кажущихся сложными задач, необходимо применить простые ме­тоды. Из чего же состоят эти простые методы?
Для этого понадобится прояснить некоторые темные аспекты Алькасовасского договора. Ведь некоторые специалисты утверждают, что о существовании Бразилии португальцы знали еще до 1480 года, поэтому им и удалось добиться от Римского Папы вне­сения в договор настолько выгодных для себя из­ме­нений.
В первую очередь, я поставил себе цель, изучение папской буллы о разделе сфер влияния. После этого, мне стало ясно, что португальцы достигли бразильских берегов в начале 1494 года.
 
                                                         (продолжение статьи «Папские буллы, или о разделении мира») 
 
                                                                                          Член Географического Общества Азербайджана,
                                                                                           Президентский стипендиат по литературы
                                                                                                писатель-исследователь Рамиз Дениз
 
email: [email protected],
          [email protected]
25860
СЛЕДУЙТЕ ЗА НАМИ
КАЛЕНДАРЬ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
ОТПРАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПОЗНАЙ АЗЕРБАЙДЖАН

Azerbaijan

  • Coğrafiya və Təbii Resurslar
  • ad
Национальная академия наук Азербайджана Институт Географии Азербайджанская национальная библиотека GoMap National Geographic