ОТКРЫТИЯ БРАЗИЛИИ БЫЛ ЗАРАНЕЕ ПЛАНИРОВАН В ЛИССАБОНЕ

 (Начало статьи – «Приключения в Атлантическом океане, отправившись в Индию                       португальской флотилии»)
 
От острова Сан-Николау до мыса Корумбан пролегает расстояние (с учетом противостояния морским течением) в 4000 км. Определив маршрут продвижения кораблей, мы увидим, что они плыли, придерживаясь только южного направления. От широты расположения мыса Корумбан их отделяло 1600 км. Кажется неправдоподобным, что корабли сбились с пути где-то на пространствах этой широты и долгое время продви­гались на запад. Штурманы сразу поняли бы, что сошли с курса. Для совершения маневров в океане и нахож­дения ориентиров у них имелись компасы.
При наличии компасов настолько сбиться с пути невозможно. Но даже если допустить такое при определенных обстоятельствах, например в случае густых туманов, сильных ветров, то максимальное удаление от маршрута составит 300-400 км, а в случае длительных штормов 500-700 км. Из записей в дневнике экспедиции известно, что до пересечения линии экватора порту­гальцы не сталкивались с подобными природными явлениями. Итак, мы установили, что следуя по установ­ленному курсу при нормальных  погодных усло­виях заблудиться в океане невозможно. Следо­ва­тельно, португальцы с курса не сбивались, а продвигаясь к Бразильским берегам по заранее известному маршруту, реализовали свое «открытие». Итак, флот, обладавший опытными штурманами и навигаторами, не мог в океане сбиться с курса на 1600 км.
 
                                                      

                                                     Бартоломеу Диаш (1450-1500)
 
Как уже отмечалось выше, в этой экспедиции прини­мали участие такие опытные командоры и капитаны, как Бартоломеу Диаш, Диогу Диаш, Дуарти Пашеку Пирейра, Николау Коэльо. Все эти моряки тщательно заносили в свои дневники все подробности каждого дня путешествия, в том числе, конечно, отмечали и любое изменение курса. Даже если бы никто ничего и не заметил бы, именно они первыми ощутили бы отклонение экспедиции от намеченного курса и немедленно сообщили бы об этом Педру Кабралу. Ход экспедиции показывает, что такая «ошибка» устраивала командора, и во время пересе­чения океана он поручил следить за курсом своим помощникам. Несмотря на это корабли сбиваются с маршрута, и длительное время плывут в другом направлении. Звучит неубедительно, не правда ли?
Для устранения сомнений необходимо коснуться одного важного вопроса. Дело в том, что экспедиция заблудилась через несколько дней после отплытия с островов Зелёного Мыса. Однако, 2 мая португальцы, покидая «открытые» ими земли «Вера Круш» устремляются на юг Африки, к мысу Доброй Надежды, и, удивительно, преодолев 8000 км водной пустыни, ни разу не сбились с курса, они в кратчайшие сроки прибывают к своей цели. И это несмотря на то, что они впервые плыли по этому маршруту, и акватория была им незнакома. Не встретив по пути ничего необычного, без всяких происшествий, сделав ни одной остановки, они прибывают к намеченной точке. Тогда выходит, что португальские штурманы умелые мастера маневров в открытом океане, во время перехода от островов Зелёного Мыса к мысу Доброй Надежды, никак не могли, сбившись с курса, направиться к Бразильским берегам, находящимся в совершенно противоположном направлении. Но даже если допустить возможность такой ошибки, т.е. потеряв курс, экспедиция приплывает к берегам Бразилии, то в этом случае они обязательно должны были заблудиться по пути к мысу Доброй Надежды. Потому что, до этого, ни один португальский моряк ещё не пользовался этим маршрутом.
Как известно, по достижении Африканского юга, они попадают в сильнейший шторм, и экспедиция лишается 4-х кораблей вместе с экипажами. Особенно печально, жертвой разбушевавшейся стихии стал и Бартоломеу Диаш, привезший флот к мысу Доброй Надежды.
 
Экспедиция Педру Кабрала на пути к югу Африки
 
Кроме того, хочу добавить, что при нормальных погодных условиях, главным оружием любого путешественника является градшток, инструмент, с помощью которого можно точно определить географическую широту своего местонахождения. Как можно было заблудиться, располагая таким инструментом?
Интересна и реакция командора на подобное отклонение от маршрута, приведшее корабли флота к берегам Бразилии. В соответствии с морским уставом штурманов и капитанов ожидало строгое наказание. В те времена такие грубые ошибки морякам не прощались. Но Кабрал повёл себя так, словно ничего не случилось. Как будто всё идет так, как и должно было быть.
Высадившиеся на берег моряки, не теряя времени, приступили к его исследованию. Удивительно, но в знак принадлежности этой территории португальскому королевству ими вопреки традиции, на самом видном месте побережья устанавливается, не каменный подран, а большой деревянный крест. Что это очередная беспечность или открытие новых земель стало для них будничным событием? Хотя каждый морской путешественник должен был со всей серьезностью отнестись к подобному необычному открытию. Ведь португальцы на протяжении десятилетий занимались поисками земель в этой части Атлантики, но как, ни удивительно, все их попытки были безуспешными. Однако Кабрал, на голову, которого неожиданно свалилась такая удача, отнесся к этому «открытию» с полным равнодушием.
 
   
Маршрут экспедиции Педру Кабрала (1500-1501)
 
Тогда чем можно объяснить такой странный курс, избранный экспедицией для перехода из Лиссабона в Индийский город Каликут? Знал ли сам Кабрал об этом маршруте или нет? Скорее всего, знал. Иначе виновные в этом происшествии обязательно были бы наказаны.
Если португальцы не сочли это открытие событием особой важности, то почему один из кораблей экспедиции направлявшейся в Индию отсылается в Лиссабон с сообщением о сделанным им открытием? Через 10 дней после открытия Бразилия в Португалию отправляется Гаспар де Лемуш с письмом Кабрала. Такие чрезвы­чайные меры предпринимались только в экстренных случаях, когда событие нашло важный, стратегический характер и сообщение об этом незамедлительно доставлялось по нужному адресу. Итак «открытие» Бразилии было заранее запланированным мероприятием и теперь предстояло объявить об этом во всеуслы­шание.
Но кому было поручено довести флот до Бразилии, знавшему половину маршрута Бартоломеу Диашу, или это был другой человек?
         
                                                                         Писатель-исследователь Рамиз Дениз
                                                                                Президентский стипендиат по литературе,
                                                                         лауреат премии «Золотой перо»
                                                                         
                                                                                 email: ramizdeniz65@gmail.com,
                                                                                 n.tusi.1965@mail.ru      
                                                                                   
 
 
20974
СЛЕДУЙТЕ ЗА НАМИ
КАЛЕНДАРЬ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
ОТПРАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПОЗНАЙ АЗЕРБАЙДЖАН

Azerbaijan

  • Coğrafiya və Təbii Resurslar
  • ad
Национальная академия наук Азербайджана Институт Географии Азербайджанская национальная библиотека GoMap National Geographic