АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПУТЬ ПОРТУГАЛЬЦЕВ К БРАЗИЛЬСКИМ БЕРЕГАМ - ЧАСТЬ III
(начало статьи «Папские буллы, или о разделении мира»)
Настоящий моряк, профессиональный штурман должен извлекать опыт из своих морских странствий. Если Перейра воспользовался бы Канарским и Северо-Пассатным течениями, то неизбежно повторил бы ошибку ван Ольмена. Но ему повезло, потому что, начало его экспедиции совпало с наступлением зимнего сезона. Приняв во внимание это обстоятельство, грозившее штормами и ураганами, было решено плыть по запасному маршруту. Кроме того, нужно было не допустить встречи с кораблями под испанским флагом.
Южно-Пассатное течение считается наиболее удобным для пересечения океана в западном направлении. Скорее всего, Перейра вошел в это течение у берегов Гвинеи и взял курс на Бразилию. Независимо от его воли, широкая океанская река привела экспедицию точно в пункт назначения.
Вероятно, Перейра вернулся в Лиссабон в первом квартале 1494 г. Каждая деталь представленного отчета подверглась подробному изучению. Главное внимание уделялось координатам долготы этой вновь открытой и хранившейся до определенного времени в тайне местности. Изучив несколько вариантов, с учетом координат, я пришел к выводу, что Перейра высадился на берега Бразилии, примерно, поблизости от городов Сан-Луис и Белен, находящихся на 10 южной широты и 420-430 западной долготы, но в силу сильной изрезанности береговой линии полосы, в особенности на полуострове Сан-Луис, принял их за группу островов.
Почему я считаю, что Перейра достиг тех мест, где сейчас располагается современный Сан-Луис? По моему предположению, Перейра направился на запад, воспользовавшись знакомыми ему Южно-Пассатным течением, берущим свое начало вблизи Гвинейских берегов и при приближении к Южной Америке, встречается с Гвианским и Бразильским течениями. Дальнейший свой путь до 10 южной широты он продолжает уже по Гвианскому течению, несущему свои воды строго на Север и поднимающемуся до широты расположения Пиренейского полуострова. К тому же это самый подходящий вариант для того, чтобы вернуться в Европу не теряя времени.
Обладавшие всеми необходимыми сведениями португальцы, делая вид, что и понятия не имеют о существовании Бразилии, во имя торжества справедливости, требуют перемещения демаркационной линии до 500 западной долготы. Поскольку сферичность Земли еще не была доказана, большинство представляло её форму в виде плоскости. Португальцы прекрасно понимали, что в ходе Тордесильясских переговоров именно благодаря этому заблуждению, им удается обмануть Римского папу. Раз уж поверхность Земли плоская, то все земли, находящиеся с Запада на Восток должны принадлежать португальцам.
Король Жуан II весьма довольный результатами экспедиции Перейры инструктирует своих дипломатов для ведения предстоящих переговоров. С самого начала у них были готовы ответы на любой вопрос испанских представителей, в том числе и самого понтифика.
Король Португалии Жуан II (1455-1495)
Переговоры с испанцами в присутствии Римского папы должны вестись таким образом, чтобы не вызывая никаких сомнений в справедливости их претензий, добиться передвижения демаркационной линии от Азорских островов не на 100 лиг, а на 370 лиг западнее.
Здесь большую пользу португальским представителям принесли, результаты открытия, совершенного Колумбом во время первой экспедиции. Дело в том, что острова открытые Колумбом располагались на 650-700 западной долготы, а берега, к которым пристал Перейра на 420-430 долготы. Таким образом, между двумя этими местами образовалась буферная зона в 250-300 и португальцы были уверены, что испанцы не станут возражать против перемещения демаркационной линии до 500 западной долготы.
Поначалу переговоры ни к чему не приводят, однако 7 июня 1494 года Тордесильясский договор, наконец заключен. Как известно, демаркационная линия, охватывающая как Север и Юг, так и Восток и Запад, устанавливается в 370 лигах к западу от Азорских островов, т.е. передвигается на 460 30/. А это означает, что Бразилия автоматически переходит под власть португальской короны. В итоге, за исключением удаленной западной части современной Бразилии, весь остальной континент обретает статус испанской собственности. Таким образом, создается политическая география Нового Света, закрепленная печатью Римского папы.
Демаркационная линия установленная по Тордесильясскому договору (1494 г)
Итак, португальцы, обманувшие испанцев при посредничестве Римского папы Александра VI Борджиа, приобретали территорию будущей Бразилии, площадью в 8 500 000 км. Этим несправедливым разделом португальцы по существу, перечеркнули все труды испанцев. Ведь официально, первыми на берега Бразилии спустились испанские морские путешественники - Висенте Пинсон и Диего де Лепе. Но в овладении самой крупной на сегодня страной в Латинской Америке, португальцы должны быть благодарны не Педру Кабралу, а Дуарти Перейре. Из истории нам известно, сколь многим поручались поиски новых земель на западе Атлантики, но никто из них не справлялся с этой задачей. Опытный моряк, обнаруживший территории, столь необходимые королю Жуану II, до начала очередных переговоров с испанцами не мог объявить об этом всей Европе. Мало того, приняв непосредственное участие в Тордесильясских переговорах, он сыграл важную роль в обмане испанцев. И, наконец, в доказательство своей беззаветной преданности португальскому королю, он до самой смерти хранил эту тайну.
Член Географического Общества Азербайджана,
Президентский стипендиат по литературы
писатель-исследователь Рамиз Дениз
23503